Не опоздай !
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Меню сайта
Опрос
Поиск по сайту
ТК Вариант
Ойся ты ойся
Вольница
День Победы
Шествие к дню Победы
Борьба "ЯР"
Камешково ТВ
Камешково Яр
фестиваль в Камешк
Кулачный бой Яр
Архив
Наши друзья
Наш сайт посетили
Статистика посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Май » 26 » Рассказы Копылова о казаках. Атаман.
10:06
Рассказы Копылова о казаках. Атаман.

В 1869 году неведомо какими путями прибился в станицу Правоторовскую молодой мужчина кавказского обличья. По-русски разговаривал плоховато, но атаман все-таки понял из его объяснений, что хочет кавказец поселиться в станице. На совете стариков порешили оставить его, выделили ему землю под застройку на улице Забазной, в самом конце на северной стороне. На выделенном участке черкес (так стали звать пришельца) выкопал землянку, выложил ее изнутри камнем, сделал плоскую крышу, за землянкой построил сарай и завел в нем овец.

Почти год прожил черкес затворником, но постепенно стал общаться с соседями, начал лучше разговаривать по-русски и казаки узнали, что он дагестанец, уроженец села Кунашар, что зовут его Саип-оглы. Из его рассказа казаки поняли, что его насильно выгнал отец из села, так как их род из-за кровной мести погиб почти весь. - Отец вывел меня на край села и сказал: "Иди к казакам, там ты останешься жив и сохранишь наш род”,- рассказывал Саип.- Прошел я много станиц и хуторов, но ваша станица мне понравилась больше всего и я порешил, что жить буду только здесь,- закончил он.

Черкес был обличьем красив, строен, кровь с молоком, и еще через два года станичная красавица казачка Чернышова Пелагея дала согласие на брак с ним, но поставила условие: венчаться только в церкви. Влюбленный Саип пришел к атаману и упросил его написать прошение в Ростовскую епархию о крещении Саипа-оглы магометанского вероисповедания в христианскую веру. Через три месяца разрешение было получено и в декабре отец Егорий окрестил Саипа. При крещении ему дали фамилию Краснов, имя и отчество - Иван Иванович. На другой день было венчание, и зажила в станице новая молодая семья Красновых.

В 1874 году у молодых родился сын, назвали его Елисей, а еще через два года дочь Елена. Через десять лет Иван Иванович написал прошение о зачислении его в казаки приписным. Каждого казака, которого приписывали к войску, обязывали выполнить тяжелую работу. По ней судили, годится он в казаки или нет. Ивану Ивановичу дали задание застелить камнем центр станицы от церкви до атаманского правления. Черкес не роптал. На быках, вместе с малолетним сыном с Урюпинской каменоломни выламывал, обтесывал и возил плиты. Через пять лет центр станицы застелил плитами: черкес был искусным камнерезом и дорожка от церкви до правления была вся покрыта резьбой.

Старики остались довольны работой и дали разрешение на зачисление Краснова Ивана Ивановича в казаки приписным. К двадцати годам Елисей вырос в красивого, черноватого обличьем казака с горбоватым, в отца, носом, и светлыми голубыми глазами в мать. В двадцать один год забрали его на службу, а тут война с Японией, с которой Елисей пришел в чине подхорунжего с двумя Георгиевскими крестами. Один получил за личное мужество в бою, а второй за спасение командира сотни от пленения японцами. Елисей Иванович женился, у него родился сын Николай. Вышла замуж его сестра Елена за казака Головачева Григория, у них тоже пошли дети.

С тех самых пор всё потомство Красновых по-уличному стало зваться черкесами. В шестом году кончился срок атаманства Волхова Никанора. На станичном кругу выборные казаки от всех хуторов станицы выбирали нового атамана. Сначала кандидатура была одна: старики предлагали на второй срок переизбрать Волхова. Но тут стали вставать молодые служилые казаки. Они предложили Краснова. - Мы с ним жили в мирной жизни и прошли войну, знаем его в деле и готовы идти за ним,- гутарили. Разгорелся спор.

Решили кидать папахи: кто за Елисея - направо, за Никанора - налево. При подсчете на правой стороне оказалось папах в два раза больше. Елисей Иванович показал себя в атаманстве с самой лучшей стороны, его переизбирали на новый срок еще два раза. В десятом году атаман сам с десятью казаками уехали в Затон-Подпесочный и там три дня нарезали черенки краснотала, и на пяти подводах привезли эти черенки в станицу, а потом на два дня - субботу и воскресенье - поднял всю станицу на общие работы. Оба священника святили черенки и за эти два дня были засажены все пески с северной и южной стороны станицы.

На удивление, все черенки краснотала прижились и через два года перестал идти "Правоторовский дождь” - песчаная буря. Пески остановились. В двенадцатом году из села Кунашар приехали два племянника Саипа и в этом же году были окрещены в православную веру. Курбан Али-оглы, 23 лет, стал Красновым Иваном, Абдул Муталиб-оглы, 21 года, стал Красновым Алексеем.

В четырнадцатом году случилось непредвиденное во многих семьях: к концу зимы стало нехватать хлеба на прокорм. Атаман решил раздать неприкосновенный запас, старики были против: могло не хватить на посевную, но Елисей настоял на своем. Казаки перезимовали, не голодая. По весне атаман сам прошел по всем домам, казаки, кто сколько мог, сдавали деньги. Помогли с деньгами дворяне Полторацкие, Вложил крупную сумму Новиков Алексей - мельник. На собранные деньги закупил в станице Урюпинской семенное зерно и станица отсеялась.

Бездетная сестра Чернышевой Пелагеи, проживающая в станице Урюпинской, из купчих, построила своим племянникам два больших четырехкомнатных дома, крытых жестью. Красновы перешли в дом из землянки. Подошел восемнадцатый год. В станице был уже новый атаман - Лобачев Игнатий. Время смут и метаний из одной стороны в другую. Когда красные партизаны стали составлять списки неблагонадежных и пошли аресты, казаки взбунтовались и во главе с Лобачевым собрались у бывшего атамана.

- Елисей Иванович, мы тебе доверяли десять лет и шли беспрекословно за тобой, говори, что сейчас будем делать, к какому плетню прислонимся. - Господа казаки,- начал говорить Елисей Иванович,- мой отец сменил веру, чтобы честно служить казачеству. Я всю свою жизнь положил на то, чтобы казаки богатели и жили в достатке, теперь вы сами должны решать, куда вам податься. Я свою дорогу выбрал. Сегодня ночью я вместе с сыном и племянниками ухожу в станицу Зотовскую.

В ней полковник Алферов собирает казаков, недовольных советской властью. С красной стороны я вижу только гибель казачества. Крики "любо” были ответом Краснову. Рано утром половина станицы ушла во главе с атаманом Красновым в Зотовскую. Прошли года, о судьбе казаков, ушедших с атаманом, ничего не было известно. В сорок четвертом году советские войска освободили Софию и рядовой станичник Ремезов Николай, отдыхая после боев, на улице столкнулся нос к носу с Николаем Красновым.

И, хотя прошло много лет, они угадали друг друга сразу же - росли вместе. Разговорились, Ремезов спросил про отца. - Жив,- ответил Николай,- хотя совсем стал старый, тоскует по станице, говорит, что каждый день видит во сне, наверно, скоро помрет... Но за то, что выбрал свой путь в девятнадцатом году, никогда не жалеет. До нас доходили слухи, что у вас творилось в станице, сколько позабирали невинных казаков. И он всегда жалел, что не смог поднять всех казаков станицы. На этом и разошлись, пожелав друг другу всего наилучшего.... 19 апреля 1998 год


http://urupinsk.org/publ/revoljucija_kak_ona_byla/rasskazy_kopylova_o_kazakakh_ataman/5-1-0-110
Просмотров: 2450 | Добавил: Грибоедов_АА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Грибоедов_АА   [Материал]
Эти рассказы писал современник описанных событий. В данном конкретном лишний раз доказывается что в 19-20 веках казаки совершенно точно были сословием, а не народом.В которое могли приходить представители разных народов  и доказав свое искреннее желание быть казаками  ими становились.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кто ты!
Личный кабинет
Привет, Гость!
Ты здесь: -й день
Ваш аватар

Ты в группе: Гость

В этот день
Воскресение Христово

Христианский праздник Пасхи — это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Казачьи традиции
Нагайка

Нагайка - нагайская, татарская плеть, камчук короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребляется у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен.

В казачьей культуре оружие - атрибут полноправного человека. Как разновидность оружия, нагайка являлась знаком казачьего достоинства и в повседневной жизни была даже знаком власти у строевого казака. Таким образом, нагайка является своего рода «табельным оружием», служащим для самообороны и занятий казачьими боевыми искусствами.
В повседневной жизни – символ власти и достоинства полноправного строевого казака. Должна быть у каждого, от рядового казака до генерала включительно.
В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Традиционно дарится тестем зятю на свадьбе. В доме должна висеть на левом косяке двери в спальню.
В качестве знака полной покорности и уважения может быть брошена к ногам пришедшего гостя или старика, который обязан её поднять, а бросившего – расцеловать. Если гость через нагайку переступал, это означало, что покорность ему неугодна и обида или грех провинившегося не прощён, жди разбирательства дела.
В старину на охоте казак, жалея порох на скаку догонял и убивал своей нагайкой волка.
В ближнем бою в умелых руках не имеет себе равных.

Наши фотографии
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz