Не опоздай !
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Меню сайта
Опрос
Поиск по сайту
ТК Вариант
Ойся ты ойся
Вольница
День Победы
Шествие к дню Победы
Борьба "ЯР"
Камешково ТВ
Камешково Яр
фестиваль в Камешк
Кулачный бой Яр
Наши друзья
Наш сайт посетили
Статистика посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Май » 25 » Казаки на Владимирщине в разные эпохи.
00:37
Казаки на Владимирщине в разные эпохи.






Первые упоминания относятся к XV веку. Правда, первоначально это были совсем не те казаки, которых мы себе сегодня представляем. В Московском летописном своде (конец XV века) существует запись, относящаяся к 1492 году. «Того же лета июня в 10-й день приходили татаровя ординские казаки, в головах приходил Томешок зовут, а с ним двесте и дватцать человек - во Алексин на волость на Вошан и, пограбив, поидоша назад». Интересен тот факт, что в былинном цикле об Илье Муромце, родина которого, как известно, село Карачарово (под Муромом)  знаменитый русский богатырь именуется «старым казаком». По мнению историка Иловайского, это объясняется тем, что в конце царствования Б. Годунова некий Илейка Муромец  находился в казачьем отряде в составе войска кн. И. Хворостинина. Кстати, слово «казак» в тюркских языках означает «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». Один из представителей владимирского казачества, занимающийся историческими исследованиями, - Александр Бурков. Уже длительное время он собирает материал для монографии о роли казачества в отечественной и мировой истории. По его мнению, казаки, безусловно, не оказали решающего воздействия на ход исторического развития  нашего края. Однако в разное время активно проявляли себя на этой территории.

           Стародуб-на-Клязьме
Существуют, например, любопытные сведения, касающиеся местечка Стародуб. Стародуб-на-Клязьме - древнерусский город (ныне Клязьминский Городок - село в Ковровском районе). В XII-XIV веках он являлся столицей Стародубского княжества и центром Русского Ополья. Название свое город получил от мигрирующего населения в честь города Стародуба Северского (совр. Брянская область), откуда, по всей вероятности, и прибыли переселенцы. Стародуб Северский в 1654 г. стал административным центром так называемого Стародубского казачьего полка  в составе Гетманщины. В истории Стародуба Северского всегда упоминались казаки - «вольное гуляйство». Князья Стародубские, затем Стародубские-Ковровы (основатели г. Коврова) - родоначальники многих знатных родов (Пожарские, Гагарины и др.).  Казаки охраняли границы русского государства на оборонительных линиях Большой засечной черты. Защитные рубежи, включавшие в себя города-крепости Козельск, Калугу, Коломну, Муром, Нижний Новгород, начали создаваться на Оке в XVI веке. И проходили, в том числе, по территории современной Владимирской области. Службу на засеках несли казаки (иррегулярные войска) или стрельцы (регулярные войска). Известна практика перехода из стрельцов в казаки и обратно, в зависимости от военной необходимости.  Нередко казаками именовали себя разбойники, промышляющие  в наших краях. Один из них - атаман Кудеяр - легендарный персонаж устного народного творчества. По одной из версий, происхождение знаменитых Петушков связывают с тем, что разбойники Кудеяра, нападая на богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком. А урочище Шир-гора (местечко близ Коврова), по преданию, до сих пор хранит тайну сокровищ, спрятанных шайкой разбойников под предводительством атамана Ширина. Известный атаман промышлял тем, что грабил купеческие караваны по пути на Нижегородскую ярмарку. Но кладоискатели вместо сокровищ нередко находили на Шириной горе человеческие черепа, скелеты и отдельные  кости. Останки то ли разбойников, то ли их жертв, то ли воинов, погибших здесь в битвах с поляками, в 1609 году разгромившими и разграбившими г. Стародуб.

               Смутное время

Казаки как воинская сила впервые масштабно проявляют себя в период Смутного времени и Русско-Польской войны  начала 17 века. В исследовании доктора исторических наук А. Станиславского «Гражданская война в России  ХVII  века»  содержатся сведения о том, что отряды «вольных» казаков наряду с войсками дворян и стрельцов принимали участие в первом Ополчении. Казачьи части формировались во Владимирском  и Суздальском уездах. Украинские казаки, например, входили в отряд братьев А.З. и И.З. Просовецких  (г.Суздаль). За боевые заслуги бояре и воеводы жаловали казакам поместья и вотчины. Впрочем, нередко казаки и сами  о себе неплохо «заботились», самовольно  захватывая дворянские земли. Некий Л. Валявский в 1612 году написал в челобитной на имя Д.Т.Трубецкого и И.М.Заруцкого: «Пожаловали вы, государи, меня в поместье сельцом Муромским во Владимирском уезде, и тем сельцом казаки завладели, место пустое и разореное». Доставалось от воинственных казаков и крестьянам. Например, из села Палех (владимирской вотчины И.М. Бутурлина) крестьяне «розбрелись безвестно от казаков… и от ратных людей». Вероятно, именно в период Смутного времени казаки приходят на Владимирскую землю. Это подтверждается сообщениями разрядных книг 1615-16 гг., в которых говорится о появлении во Владимирском, Суздальском и Шуйском уездах «холопов и всяких безымянных людей, называвших себя казаками».  В ходе военных действий 1612-1618  годов нередко возникали столкновения между разными частями ополчения (в частности, между казаками и дворянами), казаки бунтовали, недовольные условиями, которые предлагало им правительство (маленькое жалование  и др.) Высшим авторитетом у казачества пользовался князь Пожарский, которому не раз приходилось улаживать конфликты между правительством и казаками - возвращать бунтующие войска на службу и с их помощью обороняться от интервентов. В сентябре 1618 года целое казачье войско  выбрало для своей стоянки Вязниковскую слободу (Ярополчская волость). Число казаков в лагере доходило до 2500-3000 человек. Среди них было 12 атаманов и 16 войсковых есаулов. Для обеспечения своей безопасности казаки возвели в Вязниках острог (который был сложен из заостренных кверху бревен), вокруг острога местными крестьянами был вырыт ров. Мятежные казаки вели длительные переговоры с нижегородским воеводой и московским правительством. Казаки требовали вознаграждение за свою службу (участие в освобождении Москвы) - выплаты регулярного жалования и «правительственных гарантий» о невыдаче беглых крестьян, примкнувших к ним. В ожидании ответов на свои челобитные казаки собирали «корма» и деньги, совершая «экспедиции» не только по Ярополчской волости, но и в соседние уезды - Муромский, Нижегородский, Луховский, Гороховецкий, Кинешемский. После таких «экспедиций» многие крестьяне  бежали из Вязников. Отношения с казачеством были  упорядочены правительством царя Михаила Романова  после окончания интервенции. Казаков определили на службу в 18 городов и назначили жалование. Было проведено «верстание» казаков, в результате которого казаки получали также и поместья. Так, в Рязанском уезде в 1619 году поместья имели 68 казаков. Большая же часть казаков сосредоточилась в автономных казачьих областях, где в значительной степени была сохранена  казачья «воля».

                  Владимирские казаки в ополчении 1812 года
Еще одна важная страница в истории казачества - Отечественная война 1812 года. Во Владимирской губернии в течение августа 1812 года формировалось ополчение. Всего владимирцам надлежало собрать не менее 15 тысяч воинов. К 20 августа было сформировано 6 пеших полков, в состав которых входили и казаки. В первой половине сентября по приказу М.И. Кутузова ополчение из казаков выступило из Покровского уезда на позиции.  Казакам была поручена ответственная задача - охранять Владимирскую дорогу. Наполеон выделил значительные силы из корпуса маршала Даву для действий на этом направлении. Владимирская губерния, не тронутая войной, располагала большими продовольственными запасами, к которым стремились изголодавшиеся в разоренной Москве французы. Полки Владимирского казачьего ополчения встали на позицию в районе Богородска, занятого французами. На помощь владимирцам был послан донской казачий отряд под командованием И.Е.Ефремова. 1 октября начались бои за освобождение Богородска, и вскоре город и его окрестности были оставлены французами. После изгнания неприятеля из Москвы полки казачьего ополчения вступили в город для несения гарнизонной службы. В 1814 году казачьи полки были расформированы высочайшим приказом и распущены по домам с благодарственным словом за ратные труды.

                   Охрана режима

На службе у государства казаки представляли собой грозную силу. В начале XX века, незадолго до революции 1905 года, казачьи подразделения стояли на Владимирщине и участвовали в разгоне забастовок, в частности, в Коврове. В этом промышленном центре уже с конца 1880-х годов стали возникать стачки  на фабриках и в ремонтных мастерских. Считается, что знаменитый ковровский большевик Александр Малеев, в честь которого назван микрорайон в Коврове, погиб от рук астраханских казаков. Поезд, на котором  в составе делегации рабочих возвращался из Москвы революционер, был обстрелян  казачьим отрядом на станции Орехово.Что касается собственно казачьих поселений на территории Владимирской губернии, то, по словам А.Попова, начальника штаба Владимирского городского казачьего общества, здесь жили в основном приписные казаки. То есть выходцы с Урала, Кубани, Забайкалья и др., находившиеся в наших краях на государственной службе. Сведения, которые удалось добыть в архивах, церковных книгах учета, мемуарах, весьма скудны. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Современные казаки продолжают искать свои корни, пополняя запас наших знаний о трагических и славных страницах российской истории.
Фото: Владимир Филимонов. Автор: Татьяна Гордеева.

Категория: Казачество Владимирской области | Просмотров: 874 | Добавил: papaya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 Грибоедов_АА   [Материал]
В общем то братуха нормально-казаки были  в то время вольной бандой))))Чего уж греха таить.

4 DenisV   [Материал]
Из истории Юрьв-Польского:

1616 г. - в июне против казаков, действующих в Ополье, послан в Суздаль воевода князь Д.П. Лопата-Пожарский. Ему придано 476 детей боярских, в числе которых фигурируют ратные люди из Юрьева-Польского. До крупных столкновений с казаками дела не дошло, т.к. сведений об этом нет ни в разрядных книгах, ни в книге сеунчей 1613-1619 гг.

3 Грибоедов_АА   [Материал]
От себя хотелось бы добавить кусочек информации в статью, в частности в раздел Смутное время. Информация не лестная за казаков - но правдивая.Какие времена такие и нравы
wink И где только запорожцев не было....итак:
Федор Наливайко, атаман запорожских козаков, участник Смуты , в войске ЛжеДмитрия II в 1608-1609 под Владимиром, повешен во Владимире 1609 г. (имя из «Отписка владимирского воеводы М.И. Вельяминова Я. Сапеге о присяге на верность Лжедмитрию II Касимова и Шацка, об отправке в Тушино посольств из этих городов и о бесчинствах, учиненных в уезде атаманом Наливайкой»
Текст: Государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича, всеа Русiи, пану Яну Петро Павловичю Сопегi, каштеляновичю кiевскому, старостi усвятцкому и керепетцкому, Михайло Вельяминовъ челомъ бьетъ.
Въ нынiшнем, господине, во 117 году, Ноября въ 16 день, пришли, господине, на Володимерскiе мiста Литовскiе люди, пан Федоръ Наливайко и съ нимъ Татаровя и казаки на заставу. И на заставе, господине, тi литовскiе люди и Татаровя и казаки Володимерскихъ дворянъ и дiтей боярскихъ побили, а намъ, господине, съ паномъ съ Яномъ Соболевскимъ съ литовскимъ ротмистромъ идти на нихъ не съ кемъ. И тебе бъ, господине, о государеве вотчинi порадiть, къ намъ въ Володимеръ на пособь людей прислать.

Оригинал в АСПбФИРИ РАН. К.145. Собр. Кн. Хилкова. Оп.1. Ед.хр. Сст.свитком, скоропись, Ф-.
Впервые опубликован в СХ. № 12.16. С. .

2 Грибоедов_АА   [Материал]
Все так братушка.Казаки где только не были. Просто замечательно идею Казачества выразил Лев Толстой. Это запись в дневнике за 2 апреля 1870 года:"Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть. Голицын при Софии ходил в Крым, осрамился, а от Палея просили пардона крымцы, и Азов взяли 4000 казаков и удержали - тот Азов, который с таким трудом взял Петр и потерял".

1 Сапожник   [Материал]
А мне всё пытались доказать, что на Владимирской земле казаков с роду родов не было. А вот, как любопытно, оказывается, история  говорит на этот счёт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кто ты!
Личный кабинет
Привет, Гость!
Ты здесь: -й день
Ваш аватар

Ты в группе: Гость

В этот день
Воскресение Христово

Христианский праздник Пасхи — это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Казачьи традиции
Нагайка

Нагайка - нагайская, татарская плеть, камчук короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребляется у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен.

В казачьей культуре оружие - атрибут полноправного человека. Как разновидность оружия, нагайка являлась знаком казачьего достоинства и в повседневной жизни была даже знаком власти у строевого казака. Таким образом, нагайка является своего рода «табельным оружием», служащим для самообороны и занятий казачьими боевыми искусствами.
В повседневной жизни – символ власти и достоинства полноправного строевого казака. Должна быть у каждого, от рядового казака до генерала включительно.
В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Традиционно дарится тестем зятю на свадьбе. В доме должна висеть на левом косяке двери в спальню.
В качестве знака полной покорности и уважения может быть брошена к ногам пришедшего гостя или старика, который обязан её поднять, а бросившего – расцеловать. Если гость через нагайку переступал, это означало, что покорность ему неугодна и обида или грех провинившегося не прощён, жди разбирательства дела.
В старину на охоте казак, жалея порох на скаку догонял и убивал своей нагайкой волка.
В ближнем бою в умелых руках не имеет себе равных.

Наши фотографии
Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz